logo-LP

Обзор Grant Fidelity TubeDAC-11 — ЦАП, усилитель, ламповый буфер и многое другое

 

Может ли хороший ЦАП/усилитель быть недорогим? Ответ будет утвердительным при совпадении двух необходимых условий. Во-первых, он должен быть сделан в Китае, чтобы обеспечить приемлемую

цену, во-вторых, он должен быть сделан компанией с опытом, чтобы получить качество. Именно таким устройством и является TubeDAC-11 от Grant Fidelity.

 

Как это часто бывает, разработчики этого устройства постарались предоставить покупателям максимум возможностей и, с учетом достаточно доступной стоимости (приобрести TubeDAC-11 сейчас можно за 325 долларов), соотношение цены и качества для этого комбайна зашкаливает.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что данное устройство — OEM-продукт, изготавливающийся на заводе Yulong, а это уже — залог качества и надежности.

В основе ЦАПа лежит чип CS4398, дополненный Tenor TE7022 в роли USB-интерфейса и Cirrus CS8416 для остальных цифровых входов. Встроенный усилитель для наушников использует ОУ Analog Devices ADA4075-2 и выходной каскад на транзисторах, включенных по схеме «diamond buffer». Также в устройстве реализован ламповый буфер на китайской лампе 6N11 (ее можно и нужно заменить на что-то типа 6922, ECC88, или 6DJ8). Все это можно по-разному коммутировать, добиваясь разного звука, но про это ниже.

 

2 Rear View

Технические характеристики

  • Входы: оптический, коаксиальный, USB, 2 аналоговых
  • Поддерживаемые форматы: USB до 24 бит/96 КГц, остальные до 24 бит/192 КГц
  • Выходы: линейный, с предусилителя, с лампового предусилителя, наушниковый
  • Соотношение сигнал/шум: >120 дБ
  • Динамический диапазон: 115 дБ
  • Общие гармонические искажения + шум: <0,0008%, для лампового выхода 0,02%
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 КГц (-0,2 дБ)
  • Выходной уровень: 2V для линейного выхода, 6V для лампового и дискретного предусилителей
  • Выходной импеданс: <600Ω для линейного выхода, <20Ω для лампового и дискретного предусилителей
  • Мощность усилителя для наушников: 110 мВт @ 300Ω, 600 мВт @ 32Ω
  • Разделение каналов: ЦАП и выход для наушников 105 дБ, ламповый предусилитель 90 дБ
  • Потребляемая мощность: 20 Вт
  • Размеры: 300 мм × 300 мм × 100 мм
  • Вес: 1,6 кг

Упаковка и комплект поставки

Коробка ЦАПа — очень простая. Обычный коричневый картон, отсутствие какой-либо полиграфии. Внутри находятся вставки из пенопропилена, надежно удерживающие устройство.

3 Rear Right

В свою очередь, комплект поставки приятно удивляет. Кроме TubeDAC-11 вы получите: кабель питания, USB-кабель, коаксиальный и оптический кабели, адаптер с 6,3 на 3,5 мм, межблочный кабель с RCA разъемами и адаптер с 6,3 мм на пару RCA.

В общем, практически все, что смогли придумать, в комплект к этому ЦАПу положили.

Дизайн и управление

Внешний вид сразу дает отсылку к Yulong. В TubeDAC-11 используется общее для продуктов компании шасси и схожий дизайн передней панели. Как и прежде, я считаю это огромным достоинством, поскольку вы можете легко дополнить этот комбайн другим ЦАП/усилителем от Yulong, и они впишутся в единую стопку.

В дизайне используется схожий с D200 подход: сам корпус выполнен из черного металла с порошковым покрытием, а передняя панель сделана из фрезерованного алюминия. На выбор есть варианты с серебристой и черной передними панелями.

4 Rear Left

Фронтальная панель в принципе достаточно простая, из элементов управления на ней находятся два светодиода (питание и подключение по цифре), регулятор громкости, гнездо для наушников и 5-позиционный переключатель выбора входа.

Задняя панель куда более загружена, ведь именно на ней размещена большая часть интерфейсов: разъем питания с выключателем и переключателем выбора напряжения сети, 3 цифровых входа (USB, коаксиальный и оптический), два входа линейных и 3 разных выхода. Дело в том, что в TubeDAC-11 реализовано два разных варианта усилителя, и вы можете выбрать нужный выход.

DAC Out — линейный выход в его классическом понимании, выдает сигнал сразу с ЦАПа в обход регулятора громкости и всех вариантов усиления. Лучший выбор для подключения внешнего усилителя для наушников.

Line Out — выход со встроенного предусилителя, построенного на ОУ. Позволяет регулировать громкость.

Tube Out — выход через ламповый усилитель, также позволяет регулировать громкость. При желании через специальный переходник к этому выходу можно подключить наушники, но из-за высокого выходного импеданса этот вариант более-менее работает только с наушниками с импедансом от 300Ω и выше.

Обилие входов и выходов позволяет использовать TubeDAC массой способов, начиная с настольного комбайна для прослушивания в наушниках и заканчивая ламповым буфером для добавления «теплоты» и «ламповости» в звучание других устройств. Предусилитель, чисто ЦАП, усилитель для наушников, коммутатор — все эти функции TubeDAC-11 «по плечу».

5 Angled View

Звук

Для прослушивания TubeDAC-11 я использовал следующее оборудование:

  • MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
  • Audirvana Plus в роли плеера
  • HiFiMan EF-6 и Yulong A28 в роли усилителя
  • Наушники AKG K702, ZMF Fostex, Fischer Audio FA-003 Bog Oak Limited Edition, Fischer Audio FA-011 Limited Edition Japan, Sennheiser HD800, ТДС-7 Snorry мод и ряд других
  • Записи в формате lossless

Для начала я послушал TubeDAC-11 в роли чистого ЦАПа, по очереди подключив его выход DAC out к имевшимся под рукой усилителям. Пожалуй, именно в роли ЦАПа соотношение цены и качества для этого устройства максимально высоко. Конечно, дорогие модели с ценниками в 2 и более раз выше играют лучше, в первую очередь по детализации и скоростным характеристикам, но для устройства за скромнейшие 325 долларов звук просто отличный. В роли чистого ЦАПа это устройство радует отменной динамикой, натуральной, практически не окрашенной подачей и очень приятными и музыкальными ВЧ. Можно, конечно, немного придраться к скоростным характеристикам на НЧ, но большинство хороших усилителей успешно нивелируют данный недостаток.

Выход через предусилитель немного скрадывает детали (совсем чуть-чуть), что порой дает эффект более музыкальной подачи, прибавляя звуку телесности. Не могу сказать, что это идет на пользу всем композициям, но, например, записи джазового вокала явно от этого выигрывают.

Ламповый выход — просто находка для тех, кто как огня боится верхних частот. В отличие от того же Maverick Audio A1, где лампа используется в роли предусилителя во всех цепях, тут 6N11 используется в роли лампового буфера (кстати, Grant Fidelity являются разработчиками нескольких популярных устройств такого рода). В данном случае лампа служит именно для смягчения звука и справляется с этим очень неплохо. Если вам хочется приглушить яркость ВЧ, сгладить их, ламповый выход — именно то, что надо. Хотя, конечно, за это придется заплатить детализацией.

6 With Snorry Mod

Но, разумеется, наибольший для меня интерес представлял режим использования с усилителем для наушников. В целом он достаточно сильно похож на звучание регулируемого линейного выхода, хотя и имеет свои особенности.

Вообще, если взять в учет цену устройства, придираться к звуку вообще не хочется, найти лучший звук и функциональность за 325 долларов малореально. Подача TubeDAC-11 отличается сбалансированностью и натуральностью, без лишних перекосов и акцентов.

Бас — хорошо контролируемый, у него приятная текстура и скорость, есть необходимая хлесткость. Глубина НЧ — не запредельная, но в целом очень неплохая. Бас выступает четкой основой для остальной музыки, углубляя эффект присутствия.

Средние частоты — эмоциональные и детализированные. Конечно, для топовых наушников надо подыскивать что-то подороже, но для моделей начального и среднего ценовых диапазонов СЧ TubeDAC-11 будет, как говорится, «с головой». Инструменты четко очерчены, их характер хорошо передается. Воображаемая сцена очень неплоха как по ширине, так и в глубину, причем именно глубина, разделение планов, удается устройству особенно неплохо.

ВЧ в целом почти не вызывают нареканий, за исключением какого-то легкого металлического призвука в области 5-7 КГц, это не очень заметно, особенно на полноразмерных наушниках. За исключением этого, ВЧ радуют, они не резкие, не проваленные, именно такие, как должны быть. Легкие затухания и нюансы послезвучий передаются как нужно.

В моем экземпляре имелся небольшой фоновый шум при использовании с чувствительными наушниками, но на менее чувствительных моделях его практически не слышно. Регулятор громкости — качественный, шума при вращении нет, легкий разбаланс каналов присутствует только на самых начальных положениях.

Совместимость

Запас по мощности этого усилителя позволяет ему работать с большинством наушников, кроме тугих изодинамических моделей. Последним все-таки желательно побольше мощности. Также не на 100% раскрываются AKG K702, которым требуется раскачка по току. Очень хорошо с TubeDAC показали себя Philips Fidelio X1, Sennheiser HD600, обе модели Fischer Audio.

7 Again with Snorry Mod

Жанрово комбайн достаточно универсален, особых предпочтений нет. К плохим записям толерантен умеренно: вы услышите то, что они плохие, но слушать их все-таки можно.

Традиционно — несколько треков для примера.

Juno Reactor — Trans Siberian Если уж и слушать электронную музыку, то умную, такую, как делает Juno Reactor. Хорошая проработка НЧ и детальный СЧ диапазон позволяют TubeDAC-11 отлично отыгрывать объем и спецэффекты, которыми полна эта запись.

Opeth — Moonlapse Vertigo Удивительное сочетание тяжести и лиричности в одной мелодии требуют от источника незаурядных способностей. Переходы от гроула к чистому вокалу, сложные гитарные партии, интереснейшая ритм-секция, все это TubeDAC передает просто замечательно.

Che Pazzo Band — BellevileУдивительная группа из Санкт-Петербурга. Два баяна и ударные — само по себе необычное сочетание, но джаз, который они играют, моментально влюбляет в себя, и уже через минуту прослушивания приходится бороться с желанием притопывать ногой. Их, единственный на данный момент, EP Jean-Baptiste на удивление хорошо записан и, кроме того, распространяется в Сети совершенно бесплатно. В общем, ни одного повода не ознакомиться с ним у вас нет, поэтому — бегом качать и слушать, главное чтоб источник был хороший, например TubeDAC.

Выводы

У Grant Fidelity получился своеобразный «швейцарский армейский нож» мира аудио: универсальное, недорогое устройство с хорошим качеством звука. Конечно, он не идеален, и у него есть небольшие огрехи, но в рамках заданного бюджета конкурентов у него просто-напросто нет.

источник